Порядок подготовки и заключения договоров водопользования
Пользование водными объектами является одним из самых распространенных видов природопользования. Оно характерно как для больших промышленных комплексов, так и для частных микропредприятий.
Для того чтобы осуществлять деятельность, связанную с пользованием водным объектом, предприятию необходим определенный перечень разрешительной документации в зависимости от целей водопользования.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается в целях (п. 2 ст. 11 ВК РФ):
*забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ;
*использования акватории водных объектов, за исключение случаев, при которых: выдается решение на пользование водным объектом (ч. 3 ст. 11 ВК РФ); не требуется оформление водных объектов в пользование (ч. 4 ст. 11 ВК РФ);
*производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В соответствии с договором водопользования орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водный объект или его часть водопользователю за определенную плату.
На сегодняшний день заключение договора водопользования регламентировано и осуществляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования (далее — Правила заключения договора водопользования), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.
С 01.09.2023 в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 № 274, Правила заключения договора водопользования утратят силу. Будут применяться новые Правила подготовки и заключения договора водопользования, будет обязательна к применению новая Форма примерного договора водопользования.
С применением (с 01.09.2023) нового нормативного правового акта, регулирующего процедуру оформления договоров водопользования, срок рассмотрения документов для предоставления данной услуги изменится. Он составит 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям:
— определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление указанных документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования ранее указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров;
— установлен перечень документов, которые необходимо будет предоставлять дополнительно с заявлением в случае его направления в уполномоченный орган на бумажном носителе.
Форма самого примерного договора водопользования также изменится в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя.
Поэтому при осуществлении водопользования крайне важно знать требования действующего природоохранного законодательства для правильной реализации своих обязанностей как природопользователя и для осуществления производственной деятельности согласно установленным нормам.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влекут наложение административного штрафа (ст. 7.6 КоАП РФ):
-на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
-на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
-на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Старший помощник природоохранного прокурора
юрист 3 класса Е.В. Широкова